АНАМОРФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Чем карты-анаморфозы отличаются от обычных географических, исторических, политических и других видов карт? Чем они не похожи на другие средства условно-графической наглядности, например на схемы, диаграммы, графики, таблицы и т.д.? Почему и как карты-анаморфозы способны изменить наше традиционное представление о мировом пространстве? Как можно использовать эти оригинальные средства в школьных курсах географии, истории, обществознания, экономики? 

Буквально, карта-анаморфоза — это карта-искажение. На научном языке карты-анаморфозы — это картографические схемы, на которых территории государств конструируются сообразно заданной переменной. В пределах своего естественного геополитического положения и привычных контуров государственных границ одни страны оказываются вдруг непомерно огромными, а другие — едва различимыми точками, ниточками или совсем исчезают с лица Земли при нулевых и отрицательных значениях ведущего показателя. Причем, на других тематических картах-анаморфозах ситуация может измениться диаметрально противоположным образом. Всё зависит от выбранного составителями карты показателя и доли каждой территории в мировой численности населения, или в мировом объёме производства чего-либо или услуг, экспорта-импорта разных товаров, эмиграции-иммиграции, посадки-вырубки лесов, рождаемости-смертности людей и так далее.

Карты-анаморфозы представляют образы и статистическую информацию, на которой эти образы строятся, приблизительно 200 территорий. В основном это государства–члены ООН и несколько других территорий, что в итоге охватывает пространство, где проживает почти 99,95% населения мира.

Ориентироваться в необычном геопространстве карт-анаморфоз помогают цветовые коды, подобранные для 12 регионов и стран, в них расположенных, так, чтобы визуально их легче было воспринимать и сравнивать друг с другом и на разных картах. Цвет каждой территории на всех картах постоянный. К примеру, Китай везде окрашен в ярко-зелёный цвет, Индия — в оранжевый, Япония — в фиолетовый,

США — в синий, страны Западной Европы — в разных оттенках лилового, территории Восточной Европы — в оттенках синего цвета, Россия — светло-зелёного цвета. Самая пёстрая гамма цветов у стран Африки: от бледно-жёлтых до тёмно-красных и коричневых, страны и острова Океании почти в одинаковых бледно-жёлтых «одеждах». Никакой историко-политической подоплёки в распределении цветовых оттенков между территориями нет, просто палитра выбрана так, чтобы регионы и континенты на картах не сливались в бесформенные аляпистые пятна.

Коллекцию карт-анаморфоз, в которой уже около 900 экземпляров, разрабатывают учёные Шеффилдского и Мичиганского университетов (США). Метод составления таких карт описан в книге Michael T. Gastner and M.E.J. Newman (2004) Diffusion-based method for producing density equalizing maps Proc.Natl.Acad.Sci. USA 101, 7499-7504. Подробнее о команде разработчиков удивительных карт можно узнать в специальной рубрике сайта «О нас» (“About us”). Cегодня в Интернете можно найти и другие карты-анаморфозы, составленные в том числе профессорами МГУ им. М.В.Ломоносова. Но главной сокровищницей карт-анаморфоз остаётся коллекция Worldmapper. Чтобы познакомиться с ней поближе, зайдём на сайт www.worldmapper.org (все тексты на английском языке) и разберёмся с меню.

“Thumbnail Index” представляет общий вид карт-анаморфоз в уменьшенном виде. Кликнув любое изображение, можно вывести на экран укрупнённую карту, потом её можно перевести в формат PDF, чтобы рассмотреть детали. Нависающая над определённой территорией мышь компьютера (курсор) вызывает название этой страны, что очень удобно для атрибуции стран и ориентирования в «искажённом» пространстве.

“Map Categories” — это каталог карт-анаморфоз, составленный по принципу «общие и тематические карты» (по другой классификации — справочные, “Reference Maps”). Первые двенадцать изображений

(“Basic”, № 1 — 12) — это карты мира, вычисленные по антропологическим (связанным с человеком) параметрам: «Население», «Новорождённые», «Дети», «Люди пожилого возраста» и др. Сердце какого историка не забьётся при взгляде на карты «Население мира в 1 г. н.э.», «Население мира в 1500/1900/1960/2050/2300 годах»? Согласитесь, ни одна статистическая таблица, диаграмма или график на эту тему не сможет передать такое визуально-образное ощущение пространства во времени.

Большинство карт, так называемые тематические карты, объединены в группы: «Движение», «Транспорт», «Еда», «Товары», «Ручной труд», «Услуги», «Источники», «Топливо», «Производство», «Работа», «Досуг», «Благосостояние», «Бедность», «Домашнее хозяйство», «Образование», «Здоровье», «Болезни», «Несчастья», «Смерть», «Разрушения», «Насилие», «Загрязнение окружающей среды», «Истощение запасов», «Связь/коммуникации», «Причины смертности», «Продолжительность жизни», «Религии», «Языки». Кликнув заинтересовавшее вас название, вы обнаружите таблицу с перечнем карт-анаморфоз, представляющих определённое явление в своём развитии, видовом разнообразии или в противопоставлении его полюсов (экспорт-импорт, посадка-вырубка, и т.п.). В этой таблице указываются номера карт, их названия, тотальная численность заданного показателя, единицы его измерения и год, для которого характерна данная статистика (обычно 2002).

В рубрике “A-Z Map Index” все карты собраны в иные предметные группы по алфавиту. Например, в разделе «Игры» (Games) мы найдём карты экспорта и импорта детских игрушек, а в разделе «Девочки» (Girls) — общую карту «Тотальная численность детей в мире» (№ 5) и тематические карты: «Девочки, не посещающие начальную школу» (№ 201), «Девочки, не посещающие среднюю школу» (№ 202).

Такая вариативная группировка позволяет изучать карты и сравнивать их показатели в самых разных проблемных аспектах. У пользователей также всегда есть возможность сопоставить любую карту-анаморфозу с реалистичным изображением политической карты мира (карта № 1). Разработчики сайта рекомендуют также сравнивать необычные карты с картой-анаморфозой «Общая численность населения» (“Total Population”, карта № 2), чтобы оценить «человеческий фактор» в развитии той или иной экологической, социальной, экономической и т.д. ситуации.

В рубрике “Home” мы увидим деление карт на справочные и анимированные (“Reference Maps” & “Animations”).

С первой группой карт мы уже познакомились, а вторая — это динамические карты-анаморфозы, это новое направление в их разработке. Здесь пока четыре карты: «Отношение территории к населению», «Пользователи Интернета в 2000 — 2007 годах», «Доходы населения от $1 до $200 в день на человека», «Смертность в возрасте от младенчества до …». Первая карта — это визуальный переход от привычной нам политической карты мира (карта № 1), где размеры каждого государства соизмеримы с его территорией, к карте, на которой размеры тех же государств на наших глазах уменьшаются или увеличиваются пропорционально доле их населения в мировом сообществе людей (карта № 2).

Самыми интересными нам показались третья и четвёртая карты, оживающие и изменяющиеся в течение нескольких минут (в конечной стадии своего развития до прямо противоположной ситуации). К примеру, открыв карту о доходах населения в разных странах мира, вы увидите сначала раздувшиеся до невероятных размеров территории стран Азии и Африки и едва различимые пространства Европы и Америки. В этот момент карта-анаморфоза показывает мир через призму доли населения разных стран с доходом в $1/день. Через несколько секунд этот показатель увеличится вдвое, но на карте произойдут едва заметные изменения, ещё несколько секунд — новые микро-подвижки… И так, пока изображение не претерпит глобальные метаморфозы, поменявшись на противоположное, а «последние станут первыми» при показателе $200 в день и выше. Эффект «живой карты» можно сравнить с электронным счётчиком населения мира в Музее науки и техники Гонконга. Рядом с этим «вечным двигателем» наглядно ощущаешь, как каждую секунду, или меньше того, на Земле рождается новый человек и как, с разными интервалами времени, растёт население в крупнейших странах мира. Россия входит в эту десятку, но её «демографическое сердце» бьётся заметно медленнее, чем индийское или китайское…

Каждая карта — из какой бы рубрики вы на нее ни вышли — сопровождается небольшой информацией, призванной удивить, задуматься и, чаще всего, обеспокоиться состоянием дел на планете или в собственной стране. Например, карта «Общая численность населения» сопровождается прогнозом Х.Злотник (Hania Zlotnik, 2005): «Из каждых 100 человек, прибавящихся к населению Земли в ближайшем десятилетии, 97 будут жить в развивающихся странах». Далее — информация, конкретизирующая противоречия демографической картины современного мира. С этой картой команда Worldmapper также предлагает сопоставлять все другие тематические карты коллекции, поскольку на ней очень выразительно представлен «человеческий фактор».

В привычных географических контурах территории Российской Федерации на карте-диаграмме представлено

распределение плотности населения согласно регионам страны.

Совсем недавно на сайте появилась новая тематическая рубрика «Плотность населения в разных странах мира». Схематическое распределение этого показателя по территории того или иного государства создаёт уникальные и причудливые рисунки: то какого-то насекомого, то растения, то облака… Игра воображения, увы, может обернуться печальными размышлениями о проблемах той или иной страны, вызванных неравномерным размещением населения. Пример — карта «Плотность населения России».

Теперь, когда мы раскрыли основные (но не все!) секреты карт-анаморфоз и сайта www.worldmapper.org, поговорим о способах использования их в школьных курсах географии, истории, обществознания, экономики.

Любопытно замечание одной учительницы, насмотревшейся на «другой мир», где Россия часто выглядит узкой светло-зелёной полоской на краю Ойкумены: «А может быть, “они” специально придумали такие карты, чтобы унизить Россию?» — и реплика её коллеги: «Посмотрите на карты с показателями нефти, станет легче…» Добавим, что наша страна очень внушительно выглядит ещё на карте «Русский язык» (рубрика «Языки», карта № 595). Светло-зелёная полоска земли чудесным образом превращается в огромное полотнище и простирается, закрывая собой Азию и Европу. На западе его обрамляет синяя кайма из стран Восточной Европы, а на юге «поддерживают» русскоязычные жители стран Азии (бывшие советские республики). Сопровождает эту карту не менее приятная для нас информация о том, что русский язык — это «первый язык, который прозвучал в космосе» (Юрий Гагарин, 1961 г.).

Действительно, вопреки ментальной установке «Россия и остальной мир» на многих картах-анаморфозах пространство нашей страны выглядит весьма скромно, непритязательно и даже угрожающе ничтожным. Не видеть этого, не знать, не брать в голову?.. Но демографические, экологические, социальные и экономические проблемы российского общества от этого не исчезнут и сами собой не решатся! Поэтому попробуем всё-таки взглянуть на мир, на настоящее и будущее нашей планеты и страны другими глазами…

Как и где можно использовать карты-анаморфозы? На первый взгляд их проблематика больше всего созвучна сюжетам школьных курсов обществознания, экономики, географии, но карты-анаморфозы можно эффективно использовать и на уроках новейшей истории, и в межпредметных проектах, например, по информатике и обществознанию, географии и английскому языку и т.д.

Посещение кинотеатров

Работа с картами-анаморфозами может быть развёрнута по самым различным направлениям изучения природы, демографии, экологии, экономики, общества и т.п. Она способствует развитию многих компетентностей, необходимых для жизни в открытом информационном обществе. В частности, используя карты-анаморфозы, можно практиковаться в познавательных, регулятивных и коммуникативных умениях. Приведём примеры заданий:

  • Найдите нужные карты по ключевым словам (Россия/нефть/запасы пресной воды и т.п.) или по показателям, самостоятельно выделенным из познавательного задания или проблемы («В каких странах самый высокий/низкий уровень благосостояния?»).
  • С помощью каталогов “Home”, “Map Categories”, “A-Z Map Index” самостоятельно подберите карты для изучения определённой проблемы или комплексной характеристики страны/территории/региона.

На основе карты-анаморфозы или их тематической подборки можно приготовить интересные образные реконструкции планеты/общества/отдельного культурного феномена:

  • Опишите языковую/религиозную палитру современного мира/… континента/вашего макрорегиона.
  • Составьте мировой календарь религиозных праздников, отражающий многообразие конфессий в современном мире.

Ежедневные газеты

Карты-анаморфозы — это эффективное средство для решения большого круга логических и проблемных задач, выполнения актуальных проектов:

  • Сравните показатели благосостояния населения в странах Западной и Восточной Европы. Объясните причины выявленных различий.
  • Составьте перечень стран, находящихся на разных континентах, но обладающих примерно одинаковыми показателями объёма экспорта (нефти/леса/автомобилей и т.д.). Чем вы можете объяснить это сходство?
  • О каких глобальных проблемах человечества заявляют карты-анаморфозы в группах «Еда», «Здоровье», «Образование» и т.д.?
  • Через 40 лет 62% населения планеты будут жить в Африке, Южной Азии и Восточной Азии. Количественно это то же самое, как если бы сегодня все жители Земли проживали только в этих регионах (карты № 11 и 12). Объясните, в силу каких причин происходит непропорциональное заселение планеты? Какова динамика этого процесса в последние 200—100 лет?
  • В Китае проживает наибольшее количество пожилых людей (92 млн человек). Но в масштабах страны это только 7% её населения. В то же время Африка — пристанище только для 6 % людей старше 65 лет (карта “Total Elderly”). Какие противоречия таят в себе эти данные? Чем они, по вашему мнению, обусловлены?
  • Чем объяснить, что отношение численности пожилых людей (старше 65 лет) к численности детей (младше 14 лет) в Финляндии почти в 10 раз превышает этот же показатель в Южно-Африканской Республике? Как карта-анаморфоза представляет это явление?
  • Проследите, как изменялась плотность заселения планеты в течение двух тысячелетий нашей эры. Как изменятся эти тенденции в третьем тысячелетии?
  • Подберите статистические данные, которыми можно подтвердить или опровергнуть ситуацию на данной карте-анаморфозе.
  • Подберите или составьте самостоятельно статистические таблицы/диаграммы/графики, которыми можно дополнить информацию карты-анаморфозы.
  • Данные карты-анаморфозы о ежедневных доходах населения стран мира представьте в формате статистической таблицы/столбиковой диаграммы. Сравните преимущества карт-анаморфоз и другого условно-графического средства для визуализации проблемы «Богатство-бедность».
  • Опишите ситуацию с экологией планеты/составьте перечень первоочередных экологических проблем планеты на основе соответствующей подборки тематических карт-анаморфоз.
  • Подготовьте буклет/информационную листовку/веб-страницу о картах-анаморфозах или об отдельной проблеме, которая в них поднимается.

Книгоиздания

Карты-анаморфозы могут подсказать тему для оригинального эссе или дискуссии: «Каждый третий житель нашей планеты — это ребенок», «Карта-анаморфоза: способ увидеть мир другими глазами?» и т.п.

С их подачи можно выполнить необычное эмпатическое или рефлексивное задание (т.е. на воссоздание мыслей и чувств других людей или на анализ собственных ощущений). Например, в информации к карте “Total Births” есть такое предложение: «В мировом масштабе больше трети миллиона новых людей родились в ваш день рождения в 2000 году»:

  • Как вы относитесь к этому феномену? Какие чувства и мысли вызывает у вас подобная ситуация с «вашим» днём рождения?
  • Попробуйте представить, как этот день отмечали родственники новорождённого в разных уголках мира.
  • Попробуйте разработать сценарий дня рождения для всех людей мира, родившихся в один день. Какие условия необходимо соблюсти, чтобы этот праздник понравился представителям разных этнокультурных групп?

 

Иммиграция

Наконец, на основе карты-анаморфозы можно придумывать и выполнять различные моделирующие задания:

  • Предположите, как при сохранении мировых тенденций в развитии миграции будет выглядеть население Европы/России через 50 лет. Представители каких этнических/религиозных/языковых/социальных общностей могут стать доминирующей группой населения в мировом сообществе?
  • Предположите, как скажется проводимая в современном Китае демографическая политика на динамике численности населения этой страны в перспективе ближайшей четверти века? Как изменится конфигурация Китая на соответствующей карте-анаморфозе?
  • Заглядывая в будущее, с помощью соответствующих карт попробуйте дать демографический прогноз, каким будет мир в 2050 и 2300 годах? В каких регионах планеты будет проживать максимальное количество людей? Останутся ли на Земле к этому времени ещё не освоенные людьми участки воды и суши?

Ядерное оружие

Карты, отражающие рост численности населения Земли в 1—1960 годах, можно использовать на уроках истории Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Реальные картины расселения и освоения земных пространств в разные периоды прошлого можно соотнести с мифологическими представлениями наших предков об Ойкумене, а также с картами эпохи античности, крестовых походов, Великих географических открытий.

Экспорт высоких технологий

Экспорт электроники

Экспорт молочных продуктов