Миссия педагога в современном мире

«Нелегко быть школьным учителем и никогда не было легко. Все время словно под лупой: вечные выискивания этнического пристрастия или… неприличного поведения. Необходимость балансировать между высокими требованиями администрации и стремлениями родителей к более высоким оценкам. Метания между зубрежкой, необходимой для множества стандартизированных тестов, и стремлением учащихся к самовыражению. Учителей обвиняют во всем плохом, что случается с детьми, и к ним же обращаются за спасением. Двойственная роль козла отпущения и спасителя — абсолютное мессианство…»

Лайонел Шрайвер «Цена нелюбви» 

Резко, но правда, хлестко, но метко.  Учитель в современном мире не только профессионал-предметник, «специалист по детям», он эквилибрист, удерживающий равновесие на узкой зыбкой дороге, по которой идет не один, по которой должен провести всех своих учеников. Он много чего должен: быть строгим, но добрым, умным, но понятным, серьезным, но веселым, требовательным, но справедливым, все успевающим, всех понимающим, все замечающим, все помнящим, все прощающим. Он на многое не имеет права: на ошибки грамматические, педагогические, на проступки моральные, на поступки скандальные. Такой себе суперчеловек, единство и борьба противоположностей во плоти.

В славянской Буквице понятие учитель – это сочетание следующих образов:

у – «Ук» - сила, которая может вести в разные стороны;
ч – «Червль» - прекрасный, красивый;
и – «Иже» - Вселенная, система мироздания, все существующие в природе миры;
т – «Твердь» - твёрдость, утверждение свыше, указание;
е – «Есть» - утверждённая направленность, форма жизни, в которой живет человек, уровень, которого он достиг;
л – «Люди» - люди мира, общность;
ь – «Ерь» - новопознание, постижение новых миров.

Сила, ведущая по прекрасной Вселенной, твердо направляющая людей на познание новых миров. Мощно! Вот она – миссия учителя в прошлом, настоящем и будущем!

В той же Буквице ученик отличается двумя образами:

н – «Наш» - внутреннее состояние человека, нечто родное, близкое;

к – «Како» - объем любой величины, вместилище.

Для силы той он, родной, вместилище! Вот так, мы – сила, и должны заполнить «объем любой величины».

Чем же заполнять это вместилище? Думаю, любовью! Если любить свой предмет, можно влюбить в него детей, если любить детей, можно подарить им крылья для постижения новых миров.  Научить, как известно, нельзя, можно научиться, а учатся у тех, кого любят.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

 В. Ключевский

Я люблю свой предмет. Хоть и мечтала о карьере переводчика, но ни разу не пожалела о сделанном выборе. В каждый класс вхожу с желанием сделать так, чтоб дети полюбили географию так, как люблю ее я. Я люблю детей, действительно люблю. Говорят, это чувствуется, даже когда я их за что-то ругаю. Когда любишь, все гораздо легче, проще, в радость!

«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи».
Аристотель

Сказано это было очень давно, но актуально, на мой взгляд, до сих пор. В школе мы воспитываем тех, кто будет строить наше общество, преобразовывать наше государство, будет менять наш мир; и раз уж мы сила, твердо направляющая людей, то ответственны и за направление, и за содержание изменений. Мне кажется, главное, что мы должны сделать, – это влюбить детей в знания, в свою Родину, большую и малую, во всю Вселенную, ведь то, что любят, берегут!

И в заключение хочу привести известное высказывание:

«Не бойтесь врагов, самое худшее, что они могут сделать – убить вас.

Не бойтесь друзей, самое худшее, что они могут сделать – предать вас.

Бойтесь равнодушных, именно с их молчаливого согласия происходит и то, и другое!»

Мы должны воспитать неравнодушных людей, которые будут любить и созидать!